Приобретение знаний и формирование убеждений
Чтобы сделать приобретение знаний внутренней потребностью школьника, развить в нем самостоятельность и оригинальность мышления, К. Д. Ушинский в свое время пришел к правильному выводу, что «учебный материал должен подвергнуться сильному пересмотру, а программы наши должны быть до основания переделаны. Но и в отдельности ни один учебный предмет далеко еще не получил той педагогической обработки, к которой он способен, что более всего зависит от ничтожности и шаткости наших сведений о душевных процессах. Изучая эти процессы, – особо отмечал он, – нельзя не видеть возможности дать человеку с обыкновенными способностями, и дать прочно, в десять раз более сведений, чем получает теперь самый талантливый, тратя драгоценную силу памяти на приобретение тысячи знаний, которые потом позабудет без следа». К. Д. Ушинский разработал свою теорию содержания образования исходя из новых потребностей развивающегося общества. Эта теория, уже рассмотренная нами в предыдущих параграфах главы, разработана им на основе единства формальных и материальных задач процесса образования и обучения, процесса, в котором проходит развитие и воспитание ребенка.
В обучении активно формируется у школьника правильное понимание жизни и отношение к ней. Схоластические книжные знания, оторванные от жизни, столь характерные для школы времен Ушинского, не содействовали, как он писал, воспитанию самостоятельности, развитию творческих способностей человека, его общественно-нравственных убеждений. Поэтому, с горечью отмечал он, из такой школы выходили люди «какими-то мечтающими пассивными существами, все собирающимися жить и никогда не живущими, все готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями». Причину этого он видел в неправильно поставленном обучении, не (развивающем сил и воли ребенка «ни в какой самостоятельной деятельности», не формирующем активно прочного миросозерцания, жизненных убеждений, не готовящем к труду в жизни.
Правильно поставленное обучение, утверждал великий педагог, не может не вырабатывать твердых взглядов на мир, жизненных убеждений. «Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцание, доступное возрасту учеников... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться и пополняться: тогда только дитя найдет жизнь в школе, а не непонятную букву, ведущую его к непонятной, отдаленной цели; тогда только и школа войдет в жизнь человека, а не будет неизбежной, скучной процедурой детского возраста».
Полезное чтиво:
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя
Связь воспитания с природой детей
Издание журнала «Убеждение»
Как воспитать народных учителей
Задачи подготовки учителей в семинариях
Нравственное развитие как задача воспитания